1. В каких случаях предприятию нужно оформлять разрешение на специальное водопользование?

Согласно Водному кодексу разрешение на специальное водопользование оформляется и согласовывается в случае забора воды из водных объектов с применением сооружений или технических устройств, или непосредственного сброса в водный объект загрязняющих веществ с возвратными водами (ст. 48-49 водного Кодекса Украины, утв. Верховной Радой Украины 6 октября 1995 г.).

2. От чего зависят нормы водопотребления и водоотведения?

Расчет норм водопотребления и водоотведения зависит от конкретных потребностей (где и для каких целей используются водные ресурсы). Расчет норм водопотребления и водоотведения производится на основании отраслевых, производственных и технологических нормативов, а также на основании СНиП 2.04.02-84 «Водоснабжение. Наружные сети и сооружения».

3. Какие условия сброса возвратных вод в водные объекты?

Сброс возвратных вод в водные объекты допускается только при наличии установленных нормативов предельно допустимого сброса загрязняющих веществ (ПДС).

Водопользователи обязаны принять меры по предотвращению сброса сточных вод или их прекращению, если они могут быть использованы в системах оборотного водоснабжения, содержат отходы, промышленное сырье, содержат вещества, относительно которых не установлены ПДК, приводят к повышению температуры водного объект объекта больше чем на 3? С (ст. 70 водного Кодекса Украины с изменениями, внесенными согласно с Законом № 1990-III от 21.09.2000 г.).

4. На какой срок согласовываются материалы разрешения на спецводопользование для объектов производственной деятельности?

Специальное водопользование согласовывается на срок до 3-х лет в случае сброса водопользователем загрязняющих веществ в водные объекты в объемах, превышающих нормативы предельно допустимых сбросов (ПДС) (ст. 50 водного Кодекса Украины, утв. Верховной Радой Украины 6 октября 1995 г.).

5. Какой срок действия нормативов ПДС?

Срок действия нормативов ПДС составляет 5 лет, или в каждом конкретном случае устанавливается органами Минприроды индивидуально и зависит от срока действия разрешения на спецводопользование (Порядок разработки и утверждения нормативов предельно допустимого сброса загрязняющих веществ от 11.09.1996 г. № 1100).

6. Кто контролирует качественный состав сбрасываемых сточных вод в канализационную сеть города?

Предприятие обязано совершать контроль над количеством и качеством сточных вод, которые они сбрасывают в систему городской канализации на основании договора с КП «Водоканал». Кроме того, качественный состав сбрасываемых стоков контролирует ведомственная лаборатория КП «Водоканал» на основании «Правил приема производственных сточных вод городской канализации» и «Правил охраны поверхностных вод от загрязнения возвратными водами» (Постановление Кабинета Министров Украины от 25.03.1999 г. № 465).

7. Что подразумевается под понятием «места удаления отходов»?

В соответствии с п.3 Постановления Кабинета Министров Украины от 03.08.1998 г. № 1216, места удаления отходов – это специально отведенные места или объекты (полигоны, комплексы, котлованы, сооружения, участки недр и т.д.), на использование которых для удаления отходов получено разрешение от специально уполномоченных органов в сфере обращения с отходами. Также, к местам удаления отходов приравниваются места долгосрочного (более 2 лет) хранения отходов.

8. Какие сроки подачи заявления на получение разрешения на размещение отходов?

Согласно п.12 Постановления Кабинета Министров Украины от 03.08.98 № 1218, собственники отходов, которые осуществляют только размещение отходов, до 1 апреля, а собственники отходов, которые образуют и размещают их на своей территории, до 1 июня текущего года подают органам Минприроды на местах заявление на получение разрешения на размещение отходов на следующий год. К заявлению прилагается пакет документов, определенный данным пунктом Постановления. 

9. Как определяют класс опасности отходов?

Класс опасности отходов определяют экспериментальным и расчетным методом (ДСанПін 2.2.7.029-99). При экспериментальном методе для большей точности оценку рекомендуется проводить на основании результатов исследований токсичности в отношении двух-трёх видов животных или тест-культур. Расчётный метод основан на базе данных о токсикологических свойствах отдельных веществ в сочетании с достаточно полным аналитическим исследованием отхода. На практике применение расчётного метода связано с целым рядом сознательно не учитываемых ограничений, и применяется лишь ввиду высокой стоимости прямого токсикологического исследования объекта.

10. Для чего нужен проект ОВОС?

Материалы оценки воздействий на окружающую среду (ОВОС) являются обязательным разделом в составе проектной документации на новое строительство, расширение, реконструкцию и техническое переоснащение объектов. Материалы ОВОС предоставляются в составе проектной документации уполномоченным государственным органам для экспертной оценки и должны всесторонне характеризовать результаты оценки воздействий на природную, социальную, включая жизнедеятельность населения, и техногенную среду и обосновывать допустимость планируемой деятельности. Целью ОВОС является определение целесообразности и приемлемости планируемой деятельности и обоснование экономических, технических, организационных, санитарных, государственно-правовых и других мероприятий по обеспечению безопасности окружающей среды.

11. Обязательно ли публиковать в газете Заявление о намерениях и Заявление об экологических последствиях при разработке проекта ОВОС? 

Согласно п.1.6 и п.1.8 ДБН А.2.2-1-2003 необходимо публиковать Заявление о намерениях и Заявление об экологических последствиях. После выхода газеты должно пройти 30 дней, после чего можно подать на экспертизу. Местные органы должны дать ответ, поступали ли к ним замечания или предложения после выхода публикации. Копии страниц газеты с заявлениями являются обязательными приложениями проекта ОВОС.

12. Исходя из какой законодательной базы разрабатывается проект ОВОС?

Проект ОВОС разрабатывается в соответствии с требованиями и рекомендациями следующих документов: Закон Украины «Об охране окружающей среды», утвержденный Верховной Радой Украины 25 июля 1991 г.; Закон Украины «Об отходах», утвержденный Верховной Радой Украины; Закон Украины «О животном мире», утвержденный Верховной Радой Украины 3 марта 1993 г.; «Об охране атмосферного воздуха», утвержденный Верховной Радой Украины 16 октября 1992 г.; ДБН А.2.2-1-2003 с изменениями № 1 от 2010 г. «Состав и содержание материалов оценки воздействий на окружающую среду (ОВОС) при проектировании и строительстве предприятий, зданий и сооружений»; Водный кодекс Украины, утвержденный Верховной Радой Украины 6 октября 1995 г.; Земельный Кодекс Украины, утвержденный Верховной Радой Украины 25 октября 2001 г.